Газета "Дарыгер"

№22 октябрь, 2011 г.

Начальник СМК

Исмаилова Ж.С.

По дороге, ведущей к качеству

Последнее время, практически у всех на слуху, звучит устойчивое словосочетание – качество образования. Почему, когда говорят об образовании, всегда касаются его качества? Что же это за параметр такой, который может поделить образование на качественное и вообще не образование?

Чаще всего мы думаем, что смысл этого термина достаточно понятен всем. Но давайте попробуем его определить, и мы увидим, что это совсем непросто.

Тенденцией последних лет стало использование в практике высшего образования методов всеобщего менеджмента качества (TotalQualityManagement - TQM), начальным шагом по внедрению, которых является разработка и принятие вузом системы менеджмента качества (СМК), требования к которой установлены международными стандартами серии ИСО 9001. Основная цель создания и внедрения подобных систем – непрерывное улучшение качества образования.

Много говорят о том, стоит ли внедрять в вузах систему менеджмента качества. Но никто не ставит под сомнение то, что в организации должен быть порядок и что:

  1. каждый процесс вуза, каждый вид его деятельности должен выполняться по определенным правилам;
  2. обязанности и ответственность должны быть четко распределены;
  3. все виды деятельности должны в достаточной степени обеспечиваться ресурсами;
  4. каждая выполняемая работа должна подвергаться анализу и совершенствованию;
  5. руководство должно нести ответственность и координировать выполнение всех видов деятельности организации.

Всё это можно реализовать лишь при внедрении системы менеджмента качества (СМК), как инструмента для выполнения вузам возложенных на него функций.

Кыргызская Государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева - высшее учебное заведение, имеющее высокую репутацию в стране и в странах СНГ, благодаря высокому качеству подготовки медицинских специалистов. Однако жизнь не стоит на месте, и если обходиться прежним багажом, не формировать новых стратегических целей и не разрабатывать мер по их достижению, можно не заметить, как окажешься на обочине мирового образовательного пространства.

Руководствуясь принятой в 2008 году «Стратегией реформирования системы высшего медицинского и фармацевтического образования в Кыргызской Республике», одной из основных целей которой является повышение качества медицинского образования, с целью признания на международном уровне, коллектив КГМА принял решение о внедрении СМК. Необходимо подчеркнуть, что на уровне высшего руководства КГМА демонстрируется полное понимание и приоритетность в проведении работ, направленных на повышение качества образовательной деятельности и внедрение СМК в соответствии с международными стандартами ISO серии 9001.

Для формирования у коллектива единого видения в 2009 году была разработана и утверждена Стратегия развития КГМА им. И.К. Ахунбаева на 2010-2020 гг., где заявлено, что главная стратегическая цель деятельности КГМА на этот период - международное признание и поддержка имиджа как флагмана медицинского и фармацевтического образования в Кыргызской Республике. Стратегия, включающая 10 основных стратегических направлений – явилась программой действий и основой для разработки и постановки целей в области качества образования.

Специально созданное подразделение, которое называется сектор менеджмента качества образования, занимается организацией, координацией и проведением работ по разработке и внедрению системы менеджмента качества образования. На всех кафедрах и подразделениях назначены лица, ответственные за СМК, к работе были привлечены опытные консультанты - эксперты.

Согласно утвержденному плану была проведена Самооценка управленческой деятельности Академии или фактического состояния работы по менеджменту качества образования. Результаты самооценки были учтены при проведении тренингов для ответственных за СМК кафедр и отделов.

Основными задачами для ответственных за СМК после участия в тренинге были:

  1. распространение идей качества образования в подразделении,
  2. оперативное распространение регламентирующих и информационных документов по СМК,
  3. сбор и представление необходимой информации в отдел менеджмента качества.

Для студентов 1-4 курсов всех факультетов КГМА, как основных потребителей образовательной услуги были также проведены тренинги по СМК, в программу которых помимо основ СМК, входили практические задания такие как:

  1. выявление проблем, с которыми студенты сталкиваются в процессе обучения;
  2. моделирование процессов - цели, задачи, результаты, этапы реализации процесса, критерии оценки качества;
  3. заполнение анкеты удовлетворенности потребителя качеством образования в КГМА.

В результате проведенных тренингов для ППС и студентов, непосредственной работой с подразделениями КГМА, обсуждениями с преподавателями, анализом имеющейся нормативной, организационно - распорядительной, методической документации была создана методическая основа для разработки документов и сформирована процессная модель СМК КГМА, с указанием основных процессов, установлением последовательности их взаимодействия, определением руководителей и ответственных исполнителей.

Процессная модель КГМА – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления политики в области качества с помощью планирования, управления, обеспечения и улучшения качества. Она охватывает такие сферы деятельности вуза, как педагогическая, научная, административная, хозяйственная. Указанные сферы взаимосвязаны между собой и в большинстве случаев пересекаются.

Приступив к созданию системы менеджмента качества, КГМА поставила перед собой задачу активного использования творческого потенциала и способностей сотрудников и преподавателей, их вовлечения в процесс постоянного повышения качества образовательной деятельности. В связи с этим, сектором МКО была проведена работа с кафедрами по основным процессам КГМА. Работа проходила в рамках обсуждения процессов “Реализация образовательных программ” и “Контроль образовательного процесса”, т.е. именно по тем процессам, в которых профессорско-преподавательский состав непосредственно участвует. Преподаватели лучше знают, как выполнить работу по данным процессам. Поэтому они знают, как ее УЛУЧШИТЬ. Необходимо понять и принять самое главное: руководство и сотрудники сами должны разрабатывать документы системы качества. Хорошие документы могут сделать только те, кто будет ими непосредственно пользоваться. В этом состоит цель вовлечения персонала в обеспечение качества образования и улучшение деятельности в КГМА.

Необходимо было обсудить деятельность кафедры по данным процессам, ознакомить весь персонал кафедры и представить материал в виде оформления стенда на кафедре. Все кафедры выполнили поставленную перед ними задачу, некоторые кафедры подошли к представлению материала очень креативно.

Результаты проведенного мониторинга можно систематизировать и представить в следующем виде. Наибольшую заинтересованность и обоснованность кафедры выразили:

  1. В обеспечении кафедр информационными технологиями. Это - подключение к сети интернет отдельных корпусов, по возможности организации в их зданиях мини - ресурсных центров для самостоятельной работы студентов и сотрудников, более широкое использование мультимедийного предоставление учебного материала, использование возможностей мультимедийной библиотеки.
  2. Обеспечение документацией, т.е. разработка и утверждение положений по организации учебного и поддерживающих (вспомогательных) процессов, должностных инструкции с учетом элементов системы менеджмента качества.
  3. Нехватка лабораторного оборудования и помещений.

При документировании СМК в соответствии с требованиями норм ИСО серии 9000 сектором МКО было разработано 6 проектов документированных инструкций, которые описывают основные процессы с целью их систематизации и лучшего восприятия:

  1. Управление документацией
  2. Управление записями
  3. Инструкция управления несоответствиями
  4. Корректирующие и предупреждающие действия
  5. Внутренний аудит
  6. Планирование и анализ СМК

Посредством этих документально оформленных установленных правил, реализация и выполнение процессов, а также соблюдение принципов деятельности КГМА в области качества становятся проверяемыми.

Согласно стандарту ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования», где есть пункт «ориентация на потребителя», что руководство должно обеспечивать определение и выполнение требований потребителя для повышения их удовлетворенности. Своевременная связь с потребителями – это самое важное, на что должно обращаться внимание вуза в первую очередь, так как обратная связь позволяет определить проблемы, волнующие потребителя в первую очередь. Исходя из опросов, руководство может сделать выводы и предпринять корректирующие и предупреждающие действия.

С этой целью для анализа и совершенствования процесса “Прием студентов». Было проведено анкетирование абитуриентов. Анкета включала 6 вопросов. В итоге были сделаны предложения по улучшению и внедрены в процесс приема студентов.

Совместно с Центром оценки Образования и методов обучения в этом году был проведен срез знаний студентов 1-го курса по химии и биологии для оценки качества обучения и знаний студентов 1 курса.

Результаты проведенного среза знаний были доложены и обсуждены на Ученом Совете КГМА.

Проведенные опросы, методом анкетирования, среди студентов «Удовлетворенность качеством организации учебного процесса и условиями обучения» и среди преподавателей и сотрудников «Удовлетворенность качеством организации учебного процесса и условиями работы в КГМА» проанализированы и сейчас разрабатываются предупреждающие и корректирующие мероприятия.

В настоящее время разработка СМК переходит в завершающую стадию - утверждена Политика КГМА в области качества, Руководство по качеству, документированные процедуры по основным процессам (информационные карты, блок-схемы и др.) и инструкции.

Планируется начать подготовку внутренних аудиторов, а затем будет проведен и сам внутренний аудит. По результатам внутреннего аудита будут разработаны корректирующие воздействия, чтобы в будущем году КГМА была готова к сертификации по СМК.

Эффективное внедрение СМК позволит в будущем значительно повысить качество обучения и интегрироваться КГМА в международное образовательное пространство. Но создание работоспособной СМК – это коллективная деятельность, как руководства, так и всех сотрудников. Именно от нас всех зависит, чтобы СМК в КГМА заработала эффективно!

Система менеджмента качества не может быть внедрена путем закупки «чужих» стандартов. Она должна быть построена всем коллективом при непременном участии каждого сотрудника, руководителя подразделения, ректората. Поэтому на ближайшие десятилетия работа по улучшению качества образовательной деятельности КГМА становится одной из приоритетных задач развития.