Процессная модель

Process model

Для создания процессной модели обеспечения качества образовательной деятельности в вузе в целом и на выпускающей кафедре в частности на начальном этапе должны быть выработаны и реализованы установки с учетом действия основных принципов менеджмента, отраженных в ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Центральным принципом является принцип процессного подхода.

Понятие процесса получило на сегодняшний день новый смысл – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы и выходы. На рис. 1 представлена общая схема процессного подхода в высшем учебном заведении.

 Process podhod

С точки зрения процессного подхода, образовательную деятельность можно представить как набор процессов. Управление образовательной деятельностью основывается на управлении процессами. Каждый процесс при этом имеет свою цель, которая является критерием его результативности и эффективности. Проанализировав отдельный процесс с учетом взаимосвязей с другими, можно выделить его индивидуальное влияние и вклад в достижение результатов деятельности вуза, а управляя характеристиками процессов, можно целенаправленно влиять как на процессуальные, так и на результирующие составляющие всей образовательной деятельности.

При процессном подходе создается процессная структура, которая связывает все элементы образовательной деятельности между собой и ориентирует каждый из них на достижение общей цели.

Смыслом процессного подхода принято считать то, что достижение желаемого результата будет эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют, как процессами. Реализация этого принципа предполагает следующие действия:

  1. определение процесса, с помощью которого достигается желаемый результат;
  2. определение и измерение входов и выходов процесса;
  3. выявление взаимосвязи процесса с функциональными подразделениями вуза;
  4. установление ответственности, полномочий и учета для управления процессом;
  5. выявление внутренних и внешних потребителей и других заинтересованных лиц процесса.