Учебно - методическая и научная деятельность кафедры

После падения СССР и коммунистической идеологии кафедра философии и ОН, равно как и другие социально - гуманитарные кафедры страны, перешла на подготовку кадров по новым учебным планам. В связи с этим кафедре и всем ее преподавателям предстоит большая организационная и учебно - научная работа по совершенствованию всей системы подготовки кадров в области медицины.

В целом же следует отметить, что в практике преподавания общественных дисциплин в КГМА сегодня должно преодолеваться односторонность, черно - белые оценки, классовая ограниченность и самоизоляция от иных взглядов и толкований. Должно происходит переход от жестких классовых, идеологических критериев и оценок к общечеловеческим. Это формирует у студентов предоставление о многополюсной цивилизации.

Кафедра философии и ОН, как и весь коллектив академии, имела, и мы надеемся, будет и впредь иметь славные традиции, которые, в идеале, должны развиваться и обогащаться из года в год. Они должны охватывать весь комплекс подготовки кадров высокой научно-медицинской квалификации.

На кафедре философии и общественных наук трудятся пять кандидатов наук и один докторант. За 2007-2013 годы был плодотворными для кафедры философии и ОН КГМА и в научном, и в научно - методическом и учебном планах, так как:

  1. Проводилось и завершено исследование докторской диссертации Аалиевой Гульзат по теме «Национальный характер: философский анализ» по специальности 09. 00. 11 – социальная философия (2010-2013 годы);
  2. доцентом кафедры Аалиевой Гульзат в соавторстве написаны и опубликованы 2 учебника по философии на кыргызском языке с грифом Министерства образования и науки КР в объеме 28 печатных листов и 14 печатных листов (2008);
  3. доцентом кафедры Аалиевой Гульзат в соавторстве написана и опубликована типографическим способом монография «Китай во внешней политике Кыргызстана» в объеме 18, 5 печатных листов (2010);
  4. доцентом кафедры Аалиевой Гульзат в соавторстве с ППС кафедры философии и ОН КГМА подготовлен и опубликован типографическим способом учебник «Практикум по философии» по предмету «Философия», созданный согласно требованиям нового ГОСТа. Авторы Аалиееа Г. К., Шакирова Д. К., Сатыбалдиева Р. А., Жунушалиева Г. И., Чоюбекова Г. А. – Бишкек, 2012. Объем 15, 25 печатных листов.
  5. подготовлена и прошла успешную публичную защиту диссертационная работа старшего преподавателя кафедры Сатыбалдиевой Рахат на тему «Роль рефлексии в структуре социального познания» по специальности 09. 00. 11 – социальная философия (6 апреля 2007 года и получила утверждение в январе 2008 года);
  6. подготовлена и прошла успешную публичную защиту диссертационная работа старшего преподавателя кафедры Тургунбаевой Айгуль «Формирование системы народного образования в период культурной революции в Киргизии (20-30-е годы ХХ века)» по специальности 07. 00. 02 – история отечества (24 октября 2008 года);
  7. подготовлена и прошла успешную публичную защиту диссертационная работа старшего преподавателя кафедры Шакировой Дилбар на тему «Ч. Айтматовдун чыгармаларындагы чыгыш-батыш маданияттарынын диалогу проблемасы: тарыхый-философиялык анализ» по специальности 09. 00. 03 – история философии, год защиты: 2010 год, год утверждения ВАК: 2011 год;
  8. подготовлена и прошла успешную публичную защиту диссертационная работа старшего преподавателя кафедры ЖУунушалиевой Гульсункан на тему «Харизма личности: философский анализ» по специальности 09. 00. 11 – социальная философия (6 марта 2013 года и получила утверждение в сентябре 2013 года);
  9. завершается исследование кандидатской диссертации старшего преподавателя кафедры Тентигул кызы Назиры «Народная медицина кыргызов (этнографический аспект)» по специальности 07. 00. 02 – история отечества и 07. 00. 07 – этнография;
  10. начато исследование кандидатской диссертации Туралиевой Гульнары по теме «Система дарения в этнокультуре кыргызов: философский анализ» по специальности 09. 00. 11 – социальная философия;
  11. С 2012-2013 года все ВУЗы КР начали работать по ГОСТу нового поколения. В этой связи в КГМА веден новый модуль «Человек, общество, здоровье», который включает и темы по дисциплине «Философия». В связи с этим заведующей кафедрой, кандидатом философских наук, доцентом Аалиевой Г. К. были подготовлен текст лекций и тестовые вопросы по данному предмету.
  12. Приказом министерства образования и науки КР в 2011-2012 учебном году рекомендовано принимать государственный экзамен по «Отечественной истории» в виде бланочного тестирования. По просьбе проректора КГМА по доклиническому обучению, воспитательной работе и государственному языку и учебной части КГМА кафедра философии и ОН подготовила 10 вариантов тестов на кыргызском, русском и английском языках, в каждом из которых по 50 (пятьдесят) вопросов.
  13. Приказом Министерства образования Кыргызской Республики от «22» июня 2004 года № 434/1 утвержден и стал обязательным для всех учебных заведений нашей страны предмет «Манасоведение». В связи с этим кафедрой во главе заведующей кафедрой, кандидатом философских наук, доцентом Аалиевой Г. К. были подготовлены рабочая программа, УМК и тестовые вопросы по данному предмету.
  14. С 2012-2013 года все ВУЗы КР начали работать по ГОСТу нового поколения. В этой связи в КГМА веден новый модуль «Человек, общество, здоровье», который включает и темы по дисциплине «Философия». В связи с этим заведующей кафедрой, кандидатом философских наук, доцентом Аалиевой Г. К. были подготовлены рабочая программа, УМК и тестовые вопросы по данному предмету
  15. Методические разработки ряда тем по философии, историй Кыргызстана, политологии и культурологии на кыргызском, русском и английском языках;
  16. Разработаны тексты лекций ряда обновленных тем по истории Кыргызстана, философии, культурологии и политологии на трех языках.
  17. Подготовлена рабочая программа по Философии и Истории Кыргызстана для иностранцев для подготовки их к государственному экзамену (на английском языке);
  18. Обновлены экзаменационные вопросы по Истории Кыргызстана и философии и, в связи с этим, экзаменационные билеты по ним.
  19. Организованы систематические взаимопосещения лекционных семинарских занятий среди преподавателей с последующим обсуждением и внесением критических предложений по совершенствованию методики чтения лекций и проведения практических занятий, с учетом классических и новых образовательных технологий (информационных, интерактивных и др.
  20. Занятия проводились по модульной системе, осуществлялась систематическая индивидуальная работа со студентами (консультаций проверка знаний студентов), принимались регулярные отработки пропущенных и плохо подготовленных занятий.
  21. Методическая работа кафедры, осуществленная в течение года, соответствует плану. Дополнительная, незапланированная деятельность в учебной, методической и научной работе кафедры связана с новыми общественно - политическими событиями, развивающимися в республике, также введением новых правительственных положений о Государственном языке, Концепций по развитию здоровья населения и др.
  22. До 2008 года ветераном кафедры, старшим преподавателем Байбатыровой Светланой Толкуновной проводилась активная наставническая работа;

И хотя сегодня в обществе снизился престиж знаний, компетентности и духовности, наблюдается тенденция, когда в образовании все более расширяется рыночный компонент. А это в свою очередь ведет к тому, что сужается моральная составляющая образованности:

  1. на первый план выходят прагматические интересы, нежели знания и воспитанность как таковые;
  2. наблюдается тенденция сужения духовных интересов, кругозора, примитивизации ценностных ориентаций (об этом свидетельствует, к большому сожалению, крайне низкий уровень знаний студентов, сдающих государственный экзамен по Истории Кыргызстана);
  3. «американизация» и «европеизация» системы образования приводит к ее технизации, формированию «узких» специалистов, не «отягощенных» мировоззренческими, духовными проблемами и ценностями, которые в рыночных условиях кажутся невостребованными (т.е. если студент - стоматолог, он должен знать, как надо лечить зубы, а
  4. общемировоззренческие проблемы – ему ни к чему). Сегодня важно определиться, какой должна быть высшая школа - школой знаний и высокой духовности или школой только практических умений и утилитарных потребностей.

Сейчас система образования в определенном смысле находится на перепутье. Такая ситуация требует от ВУЗа и его администрации формировать ясные мировоззренческие, стратегические и тактические позиции, находиться в постоянном поиске новых знаний, периодически повышать свое отношение к своему приоритету, чести, престижу, достоинству, духовности, образовательному статусу. В решении этих задач роль философии и общественных дисциплин трудно переоценить, так как они должны быть «светильником в руках путника, идущего по бездорожью».