Учебный центр по клиническим навыкам

Совместно с Министерством здравоохранения КР в Кыргызской государственной медицинской академии им. И. К. Ахунбаева, при финансовой поддержке Всемирного банка и Швейцарского бюро по сотрудничеству в КР, организован Учебный центр по клиническим навыкам (УКЦН) в 2010 году.

Возглавляет Учебный центр по клиническим навыкам кандидат медицинских наук Муктарбек Бакбурович Искаков.

Муктарбек Бакбурович Искаков

Специалисты Учебного центра по клиническим навыкам:

Саипжанова Гулайым Саипжановна

Саипжанова Гулайым Саипжановна

Молдошева Букен Молдошевна

Молдошева Букен Молдошевна.

Возможности учебного центра:

  1. Возможность моделировать клинические ситуации, максимально приближенные к реальным, но безопасные для пациентов;
  2. Профессиональное действие может быть неоднократно повторено для выработки умения и ликвидации ошибок;
  3. Создаются условия для выработки и поддержания навыков профессиональных действий в экстренных ситуациях, необходимых каждому врачу (например, сердечно – легочная реанимация).

Цели учебного центра:

  1. Оказание всесторонней помощи студентам в освоении практических навыков и повышение качества образования;
  2. Оптимизация практической направленности медицинского образования;
  3. Развитие и усовершенствование клинических навыков студентов;
  4. Формирование клинического мышления у студентов.

Задачи учебного центра: Формирование практических профессиональных навыков у студентов на муляжах и тренажерах в соответствии с утвержденными планами и программами специальностей высшего профессионального образования, реализуемый академией.

Учебный центр по клиническим навыкам находится по адресу: ул. Чалдоварская, 89 на этаже общежития №6 КГМА.

Общая площадь помещений составляет более 300 кв.м.

Имеются учебные комнаты по анестезиологии и реанимации, акушерству и гинекологии, педиатрии, сестринскому делу, внутренним болезням.

Все учебные комнаты оборудованы современными тренажерами и муляжами необходимыми для обучения студентов практическими навыкам, видеооборудованием, мультимедийными проекторами.

Намечается поступление в центр обучающих фильмов, плакатов.

На манекенах можно отработать навыки реанимационных мероприятий, проведение интубации трахеи, проводить обследование дыхательной и сердечнососудистой систем (аускультация), навыки ведения нормальных и патологических родов, в/м, в/в инъекций и т.д. При этом возможно многократное повторное исследование для лучшего понимания картины заболевания, что практически невозможно в случае обследования реального пациента. Преподавание клинических навыков будут вестись силами штатных преподавателей УЦКН и преподавателями клинических кафедр КГМА им. И.К. Ахунбаева.

Проведены обучающие тренинги с преподавателями по следующим дисциплинам: анестезиология и реанимация, акушерство и реанимация, педиатрия, внутренние болезни.

При подготовке врачебных кадров в медицинском ВУЗе необходим акцент на практическую подготовку. Поэтому во всех престижных медицинских ВУЗах в странах СНГ, Европы и Америки открыты свои учебные центры по совершенствованию практических навыков студентов.

В 2007 г. в США утвержден закон об обязательном симуляционном образовании. В РФ существует приказ «Об утверждении порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам» «к участию в оказании медицинской помощи гражданам допускаются студенты высших и средних медицинских учебных заведений, успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку, имеющие практические навыки, приобретенные на муляжах (фантомах)».

Одним из направлений повышения профессиональной компетентности врачей - выпускников является совершенствование обучения студентов мануальным действиям, которые должен уметь выполнять каждый врач. Под термином «практическое умение» понимается умение выполнять конкретное простое действие (мануальное, сенсорное, умственное), которое входит в состав более сложного профессионального действия врача. Например, практическими умениями являются проведение внутримышечной инъекции, выявление методом пальпации определенных симптомов, определение шумов при аускультации и т.д. Под навыком понимается автоматизированное умение.

Правила биоэтики и принципы деонтологии ограничивают взаимодействия студентов с пациентами в учебном процессе. Решение этой проблемы стало возможным с развитием техники – некоторые профессиональные умения врача могут отрабатываться предварительно на тренажерах. Современные тренажеры, позволяют моделировать не только простые мануальные действия, но и имитировать различные симптомы (шумы сердца и легких). Они демонстрируют проявления патологических состояний, требующие экстренных действий бригады врачей по оказанию комплексной врачебной помощи, моделируют изменения состояния пациента после проведенных лечебных мероприятий.

Обучение на тренажерах ни в коей мере не заменяет, но только дополняет реальную клиническую практику.